Как оформить дневник внеклассного чтения образец

Как вести читательский дневник правильно

Как оформить дневник внеклассного чтения образец

По окончании учебного года многие преподаватели выдают ученикам списки литературы, которую необходимо изучить в период каникул. Однако книги требуется не просто прочесть.

Педагоги требуют, чтобы изученный материал был занесен в читательский дневник.

К сожалению, многие дети не справляются с этим заданием, поскольку не знают, как правильно вести читательский дневник и что он вообще собой представляет.

Кому нужен читательский дневник

Некоторые родители негативно относятся к ведению ЧД.

Очень часто можно услышать фразу: “Как вести читательский дневник ребенку, если даже я иногда не помню имя автора или героев прочитанного произведения? Понравилось – запомнила, не понравилось – зачем хранить это в памяти! Да и вообще, он у меня и так из-под палки читает”. К сожалению, такие высказывания можно услышать довольно часто. Исходя из этого, можно сделать вывод, что читаем мы только ради минутного развлечения. Однако это не совсем так.

В общеобразовательную школьную программу входят произведения, которые учат детей доброте, взаимопониманию, отношениям и прочим необходимым качествам интеллектуально развитого человека. К тому же цель читательского дневника вовсе не в том, чтобы развить в малыше любовь к чтению.

Как правило, дети читают любое произведение (даже сказку) для того, чтобы узнать что-то интересное, о чем раньше они не слышали. Помимо этого, во многих учебных заведениях проводятся конкурсы, викторины или марафоны, на которых детям предстоит вспомнить когда-то прочитанное.

Например, рассказать сказку, загадку, ответить на вопрос о каком-то герое.

И как же они смогут это сделать, если прочитанный материал давным-давно вылетел из памяти? Если же малыш будет знать, как вести читательский дневник и пользоваться этими знаниями, то информация будет ему доступна в любое время.

Читательский дневник – это своего рода шпаргалка, которая поможет ребенку вспомнить весь прочитанный когда-либо материал. Помимо этого, ЧД учит детей делать анализ произведения, краткие выводы из прочитанного. Ведь именно это ученикам младшей школы дается наиболее трудно.

Изучая произведения, записывая краткое содержание в ЧД, ребенок тренирует и навыки письма. Также тренируется память, ведь записывая имена главных героев и автора, различные даты, содержание текста, ребенок лучше запоминает их.

Помимо прочего, родители, контролируя ведение ЧД, могут понять, какой жанр больше интересует ребенка и на что следует обратить внимание. Теперь следует разобраться в том, как вести читательский дневник.

Ведение читательского дневника

В принципе, ЧД – это обычная тетрадь, в которую ученик записывает свои мысли, некоторые цитаты из произведения, краткое содержание, имена автора и главных героев. Наиболее простая модель – это когда лист делят на две колонки, в одной из которых пишут название произведения, в другой – свои выводы.

Однако это схема более понятна старшему поколению, для малышей она не подходит. Как вести читательский дневник для детей? В принципе, и в этом нет ничего сложного. Однако самому ребенку будет сложно оформить такую модель. Лучше делать это вместе с родителями.

Итак, берут простую ученическую тетрадь (лучше не очень тонкую) и расчерчивают ее на несколько колонок:

  • дата чтения произведения;
  • название;
  • Ф.И.О. автора;
  • имена героев;
  • о чем произведение.

Занимаясь этим регулярно, ребенок закрепляет прочитанный материал и в будущем с легкостью сможет ответить на любой вопрос по произведению.

Как вести читательский дневник – образец

Читательский дневник для ученика младших классов может выглядеть подобным образом.

Читательский дневник (образец)

ДатаНазваниеФ.И.О. АВТОРАГероиСуть произведения
05.03.2015Сказка о попе и его работнике БалдеА.С. ПушкинПоп, Балда, нечистьСказка рассказывает о том, как Балда с нечистой силой сладил и проучил попа.

Как использовать

Заполнять ЧД желательно сразу после прочтения произведения или на следующий день, имея под рукой текст, чтобы вспоминать наиболее важные моменты.

Время от времени нужно просматривать заполненные страницы, чтобы освежить память и закрепить впечатление о произведении.

В конце ЧД следует сделать страницу-содержание, куда будут вноситься названия прочитанных книг и номер страницы с их описанием. Таким образом, ориентироваться в ЧД будет намного легче.

Источник: https://FB.ru/article/172429/kak-vesti-chitatelskiy-dnevnik-pravilno

Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения

Как оформить дневник внеклассного чтения образец

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.

Шаблоны оформления читательского дневника

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять.

Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто “заставили”.

Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также “заметки на полях”, то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Проверка читательского дневника

Если вы как учитель попросили учеников вести дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы просили в мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но лучше вести работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками систематически.

Если у вас есть хорошие образцы оформления дневника, пожалуйста, высылайте фотографии на info@pedsovet.su, чтобы мы вставили их в статью.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/179-1-0-5390

Читательский дневник. Зачем и как вести?

Как оформить дневник внеклассного чтения образец

И родители и учителя знают и ценят важность чтения книг. Чтение максимально должно занять надежное место в ежедневной рутине. И хотя, современная детвора, больше привыкла к ярким картинкам на экранах планшетов и телефонов, нужно приложить максимум усилий, чтобы привить им любовь к чтению.

Как правило, ученикам начальной и средней школы задают на лето внушительный список книг. Осваивая страничку за страничкой, переходя от одной истории к другой, от сказки к рассказу, некоторые сюжеты могут и забыться. Для помощи в этом и систематизации прочитанных книг приходит читательский дневник.

Что такое «читательский дневник»?

Читательский дневник — это тетрадь или блокнот, в котором ребенок фиксирует прочитанные книги, автора и сюжет. Обычно заполнение читательского дневника начинается уже в первом классе. Школьникам дают список внеклассного чтения на лето. И чтобы не забыть к школе то, что было прочитано, и используется читательский дневник.

Дневник читателя может пригодится и вне школьной программы. Помимо оформления читательского дневника, как домашнего задания, он выполняет и другие полезные функции:

  • помогает систематизировать прочитанное
  • развивает навыки письма
  • учит кратко выражать мысль, искать самую суть произведения
  • наконец, как и дневник успеха, может служить дипломом, который покажет успехи, как много книг прочитано ребенком, как много он узнал, и как расширил навыки чтения, работы с текстом и усвоения информации.

В том, чтобы создать читательский дневник, нет ничего сложного, чуточку внимания и терпения, и все готово! Кстати, читательский дневник можно вести не только для школы, но и для себя, это весьма увлекательно!

Самая главная цель оформления читательского дневника – научиться выделять основную мысль и  логические выводы из прочитанного. Впервые учитель проверяет читательский дневник во 2 классе. Умение понимать то, что прочитано, давать краткое содержание и основную мысль книги – важнейшие навыки для дальнейшего образования ребенка.

Как оформить читательский дневник

Как правило, в школе учителя рассказывают о своих требованиях к ведению и оформления читательского дневника. Если особых указаний нет, то, как правило, такой дневник состоит всего из четырех колонок: название книги, ее автор, герои и краткое описание.

  Позже можно уже добавить количество страниц, жанр, характеристики персонажей, рисунки и наклейки, а также свои размышления и впечатления о произведении, цитаты, пословицы и поговорки. Выражение собственного мнения и впечатления называется отзывом.

В старших классах это будет отличным подспорьем для написания сочинения.

Обложка читательского дневника из обязательных элементов должна содержать Фамилию и Имя ребенка, а в остальном она может быть оформлена по личным предпочтениям учащихся. Если дневник ведется для себя лично, то это может быть вполне просто красивый блокнот, который нравится его обладателю. Писать в таком блокноте одно удовольствие!

Также издано немалое количество готовых дневников для всех классов. Среди них Читательский дневник 2 класс, 3,4 и 5-й занимают наиважнейшее место.

Как вести и заполнять дневник

Если вести читательский дневник задал учитель, то он, наверняка, упомянул о том, как именно его вести. Стоит придерживаться этих правил. Но если читательский дневник ведется для себя, то можно выбрать любой удобный вариант:

  • дневник-таблица;
  • дневник-блокнот;
  • электронный дневник в Word;
  • электронный дневник-презентация в PowerPoint;
  • электронный дневник в одном из приложений, к примеру, Calameo.

Правда, ученые не советуют увлекаться электронным форматом, потому как многочисленные исследования утверждают, что максимальная эффективность достигается, если вы пишите собственной рукой. Письмо позволяет активизировать мозг, развивает мышление и память.

Также в сети есть масса готовых шаблонов для читательского дневника в формате А4. Такие шаблоны достаточно распечатать и приступить к заполнению.

Три главных правила ведения дневника:

  1. Аккуратность ведения. Пишите аккуратно, четко, чтобы было понятно и чтобы было легко читать.
  2. Делайте записи сразу, чтобы не потерять из памяти важные детали.
  3. Будьте честны и выражайте свое мнение, а не мнение большинства. Скажите прямо, если вам что-то не понравилось, только не забудьте сказать, почему это так, что повлияло на вашу оценку.

Образец читательского дневника вы всегда можете найти дополнительно в интернете. У меня до сих пор хранится и пополняется дневник прочитанных мною книг с 3-го класса. Вначале я вела его по всем правилам, а в студенческие годы он превратился лишь в список прочитанных книг. Сам список, конечно, радует, а вот некоторые произведения уже позабылись…

и немного жаль, что я не описала своих эмоций о прочитанном.

Сынок начал вести читательский дневник по принципам современного образования. В начальной школе наш дневник — это обычный альбом формата А4, в котором на разлинованном листке фиксируется название и автор произведения, краткое изложение и рисунок о прочитанном сюжете:

При любых попытках саботажа держите в голове несомненную пользу ведения читательского дневника:

  1. Всегда можно быстро вспомнить про что было то или иное произведение, освежить в памяти, это отлично развивает память.
  2. Можно пофантазировать и внести в ведение читательского дневника нотку творчества, здесь царит атмосфера полного самовыражения, допускается любое ваше мнение, даже если вам не понравилось, ругать вас за неправильность не будут. Это исключительно ВАШИ мысли!
  3. Это дополнительная возможность потренироваться красиво писать.
  4. Читательский дневник развивает ваш интеллект.

Посмотрите этот видеоролик. В нем еще один наглядный опыт ведения и оформления читательского дневника:

Каждая прочитанная книга – шаг навстречу росту и развитию. Если много и плодотворно читать, то можно вырасти умным и образованным человеком, и учиться при этом будет совсем легко!

Научиться быстро читать и понимать прочитанное учат по уникальной и запатентованной методике в центре развития AMAKids. Здесь ждут деток в возрасте  от 5 до 16 лет.

Список литературы на лето 2 класс

Дневники успеха и благодарности. Писательские практики для детей и взрослых

Скорочтение. Зачем и как?

Игры на развитие памяти и навыков чтения

Как научить ребенка читать. Эффективные методики обучения чтению.

Игры в обучении чтению.

Желаем вам много интересных книжных приключений!

С любовью,

«Цветы жизни».

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/uroki_s_mamoy/chitatelskij-dnevnik-zachem-i-kak-vesti.html

Как оформить читательский дневник ученика 1, 2, 3 класса?

Как оформить дневник внеклассного чтения образец

Одной из основных задач младшего школьника является развитие техники чтения. От того, как и сколько ребенок будет читать, зависит очень многое: как будет формироваться его личность, способность к обучению, отношение малыша к учителю, друзьям и к себе.

Привить хорошее отношение к чтению, помочь ребенку достичь хороших результатов в овладении техникой чтения — задача каждого родителя и педагога. А когда малыш много читает, неплохо было бы подумать о такой полезной вещи, как читательский дневник.

Как правило, по окончании учебного года все учащиеся получают списки произведений, которые нужно прочитать летом. Часто учителя требуют, чтобы школьники записывали прочитанное в читательские дневники.

Поскольку ребята, в предвкушении летних каникул и свободы от обучения, не имеют особого желания заниматься еще и летом, задача родителей — проконтролировать этот процесс.

Речь идет не о назидательном тотальном контроле, а о дружеской помощи ребенку в оформлении и ведении на первых порах такого дневника.

Почему нужно вести читательский дневник?

Когда ребенок читает произведение, необходимо, чтобы он вынес из него основную мысль, узнал для себя что-то новое. А когда в школе будут проводиться викторины и конкурсы, он быстрее вспомнит то, что когда-то было прочитано. Если книга прочитана и забыта, значит, ребенок прочитал ее впустую.

Цель ведения дневника — научиться делать выводы, лучше запоминать и понимать произведение.

Многие родители учеников младшего школьного возраста отмечают, что, если в 1 и 2 классах дети затруднялись с анализом текста и могли вести дневник только с помощью старших, то к 3 классу эта проблема полностью пропадает.

Как оформить читательский дневник в 1 класс?

Для учеников 1 и 2 классов при оформлении дневника можно выделить всего четыре графы:

  1. «Название произведения»
  2. «Автор»
  3. «Главные герои»
  4. «Описание» — очень краткое, буквально в 1-3 предложения описание того, о чем было прочитано.

Если малыш любит рисовать, неплохо было бы делать иллюстрации к прочитанным книгам. В интернете вы найдете массу примеров, как можно оформить читательский дневник для учащихся 1 и 2 класса. Образец оформления можно выбирать по своему желанию.

Для первоклашек есть определенные рекомендации, как оформить читательский дневник в 1 классе, например, рекомендуется вклеивать или рисовать картинки из произведений.

Если малыш не умеет красиво рисовать, это очень хорошая возможность научить ребенка рисовать поэтапно или же можно воспользоваться копировальной бумагой.

Только обязательно покажите ему, как следует правильно нею пользоваться, чтобы не испортить книгу или журнал, откуда будете копировать. Обычно дети любят процесс копирования картинок: рисовал как бы сам, а получается, как у взрослого!

Отличным вариантом будет распечатать страницы для дневника и собрать их в скоросшиватель. В таком случае малыш сможет писать от руки на готовых страницах. Можно на каждой странице оставить место для небольшого рисунка, который он сам нарисует.

Как оформить читательский дневник ученика 2 класса?

Дневник ученика 2 класса можно оформить таким образом:

  1. Название произведения.
  2. Ф.И.О. автора.
  3. Указать, в каком жанре написано произведение.
  4. Нарисовать рисунок к прочитанной книге.
  5. Перечисление главных героев произведения с краткой характеристикой каждого из них.
  6. Описание сюжета (о чем идет повествование, что понравилось в произведении или, может быть, что не понравилось).

Каждый родитель может вместе с ребенком продумать свой вариант, как оформить читательский дневник.

2 класс — это уже тот возраст, когда малыш способен самостоятельно решать, какой вариант ему нравится, а какой — нет.

В любом случае, совершенно одинаковых дневников не существует, ведь каждый подходит к этому вопросу индивидуально: внешнее оформление, рисунки, шрифт заголовков, сам текст описания произведения.

Многие дети читают энциклопедии. Поскольку это тоже книга, и ребенок ее прочел, энциклопедию также следует вносить в читательский дневник.

Рекомендуется делать записи в своем дневнике сразу после прочтения книги, пока в памяти остались свежие воспоминания о ней.

о том, как оформить читательский дневник

Как оформлять читательский дневник в 3 классе?

К третьему классу можно немного усложнить описание о прочитанном до 5-8 предложений, сделать его более развернутым. Необходимо обязательно записывать автора, это позволит хорошо запоминать и знать, какое произведение кто написал, что очень полезно для интеллектуального развития ребенка, к тому же, таким образом у вас может получиться воспитать у ребенка любовь к чтению.

Определенного требования по оформлению читательских дневников в школах не существует, поэтому у каждого учителя они разные. Целью ведения таких дневников является не нагрузка ученика и родителей дополнительными хлопотами, а обучение детей тому, как нужно делать выводы, одновременно развивая культуру читателя.

Многие родители, перед тем, как оформлять читательский дневник для учеников 3 класса, посещают книжные магазины, чтобы приобрести уже готовые, красочные, и с надписью «3 класс» дневники. И бывает, что ни один из них не отвечает требованиям, которые заявил учитель.

В таком случае берется обычная общая тетрадь в клетку и расчерчивается на столько колонок, сколько вам необходимо.

Как правило, для описания лучше оставить места побольше, поскольку третьеклассники должны вести описание произведения большее по объему, чем в 1 и 2 классах.

Обложку можно подписать и украсить иллюстрациями. Кстати, при помощи читательского дневника родителям будет проще понять, какой жанр интересует ребенка больше, а какой — меньше. Это даст возможность, при необходимости, корректировать направление чтения, предлагая ему книги других жанров.

Если вы еще не решили, как оформить читательский дневник для 3 класса, можно использовать следующий образец:

Надпись сделана из контурных наклеек.

  1. На первой странице приклеивается фотография владельца (желательно, чтобы на ней был ребенок с книгой или что-нибудь подходящее). Здесь же пишется Ф.И.О. автора дневника и краткая информация о себе.
  2. На следующей записывается или вклеивается список литературы для чтения.
  3. Придумайте, какое будет оформление каждой страницы. Возможно, это будут рамки или особенный шрифт для заголовков. Дневник заполняется пастой синего цвета, а заголовки — цветными.
  4. В конце тетради, на последних страницах, сделайте содержание. После прочтения каждого произведения, пусть ребенок вписывает сюда его название. Соответственно, страницы в дневнике должны быть пронумерованы.
  5. Интересная идея — оформить страницы, где будут изображены графики, показывающие, с какой скоростью ребенок читает за одну минуту. Такие графики можно делать, скажем, в конце каждого месяца.
  6. После страницы, где указан список литературы, будет идти памятка с нормами чтения:

Для учащихся первого класса эта норма составляет от 25 до 30 слов/мин.

Для второго — от 40 до 50 слов/мин.

Для третьего — от 65 до 75 слов/мин.

Для четвертого — от 85 до 95 слов/мин.

А вообще оптимальная скорость чтения человека — 120-150 слов/мин.

Таким же образом, конечно, можно оформлять и дневники для учащихся любого класса. Если, к примеру, это ученик первого класса, на обложке пишем: «Читательский дневник 1 класс».

Электронный читательский дневник

Интересная идея — сделать электронный читательский дневник. Большинство детей к третьему классу уже вовсю играют в компьютерные игры, а вот работать в Word’е пока, как правило или не умеют совсем, или умеют, но плохо.

Плюсы ведения такого дневника:

  • Отработка навыков работы в программе Word, что пригодится на уроках информатики.
  • Возможность искать в интернете фото авторов произведения и вставлять их на страницы дневника. Так дети будут знать каждого автора в лицо, что, несомненно, повысит их эрудицию.
  • Возможность выбирать любые картинки для оформления.
  • Набирая текст в Wordе, ребенок будет видеть подчеркнутые программой все свои орфографические ошибки и сразу же их исправлять, запоминая, как правильно нужно писать то или иное слово.
  • В таком дневнике можно исправлять ошибки, не делая помарок, и дневник всегда будет выглядеть опрятно.
  • Электронный дневник не потрется со временем.
  • Работать в электронном варианте дети будут более охотно, чем вести дневник вручную.

Конечно же, ребенок не знает, как правильно оформить читательский дневник в электронном варианте и сначала ему будут помогать в этом родители. Однако дети быстро усваивают все нюансы работы с компьютером, и со временем необходимости в вашей помощи не будет.

Готовый дневник для удобства разместите на рабочем столе, присвоив ему название. Например, «Читательский дневник 1, 2 или 3 класс». Оформление можно сделать в таком виде:

Как правильно читать книгу?

  1. В первую очередь нужно прочитать название книги, фамилию и имя писателя.
  2. Перелистать и рассмотреть все картинки.
  3. Попробовать предположить, о чем будет вестись повествование.
  4. Текст следует читать внимательно и вдумчиво.
  5. После прочтения ребенок должен постараться объяснить, почему произведение имеет именно такое название.
  6. В процессе чтения необходимо следить за окраской голоса, громкостью и темпом.

Читательский дневник, несомненно, полезная и нужная вещь.

Кроме пользы ребенку в настоящее время, он способен через много лет подарить бесценные воспоминания о детстве.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-kak-oformit-chitatelskiy-dnevnik-uchenika-1-2-3-klassa-7658.html

Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения

Как оформить дневник внеклассного чтения образец

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.

Краткое содержание произведений и образец оформления читательского дневника для начальных классов

Как оформить дневник внеклассного чтения образец

Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.

Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.

Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.

Зачем вести читательский дневник?

Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

  • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
  • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
  • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
  • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
  • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

Образец оформления

Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

РазделОписание
Титульный листЭто обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы. Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием». 

Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки

В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
Разворот дневникаВ этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
Дополнительные разделыМожно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

Ниже имеются образцы оформления:

Пример правильного заполнения

Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

Рассмотрим:

  • Название произведения.
  • Ф.И.О. автора.
  • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
  • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
  • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
  • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно. 

Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание.

Готовый читательский дневник

Просьба книги — научись меня читать:

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
Б.Заходер «Птичья школа»
А.Барто «Катя»
Братья Гримм «Три брата»
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

ДатаФИО автораНазвание произведенияГлавные героиОсновная мысль произведения

Краткое содержание произведений

При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

Рассказы, сказки и авторыКраткое содержание произведений
«Маленький принц», Антуан де Сент-ЭкзюпериПритча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
«Алые паруса», Александр ГринПроизведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты. 

Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась

«Серая шейка», Д. Мамин-СибирякКогда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью. 

Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть

«Белый пудель», А. И. КупринМальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты. 

Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса

«Уроки французского», В.РаспутинГлавный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. 

Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка

«Лягушка-путешественница» В.М. ГаршинАвтор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках. 

По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее

«Малахитовая шкатулка» П.БажовПовествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков. 

В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина

«Чудесный доктор», А. И. КупринНа семью валятся одна за другой болезни и несчастья. 

Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем

«Дети подземелья», В. КороленкоМальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим. 

Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным

«Робинзон Крузо», Д.ДефоКнига о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались? 

Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными

«Хамелеон», А. П. ЧеховПолицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
«Три толстяка», Ю. ОлешаБлагодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок. 

Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола

«Аленький цветочек», С. Т. АксаковСказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

Источник: https://LadyVapm.com/book/chitatelskij-dnevnik-oformlenije-soderzhanie.html

Юридическая ситуация
Добавить комментарий